Приёмы торможения в критической ситуации

В случае возникновения критической ситуации говорят об использовании экстренного или аварийного торможения. Выбор метода определяется критичностью ситуации и необходимыми условиями (местом и временем, техническим состоянием автомобиля) для выполнения манёвра.

Рассмотрим некоторые ситуации и возможные приёмы торможения:

Прежде всего необходимо понимать, что тормоз не всегда является лучшим средством избежать аварию – применяй объезд, контролируя обстановку сзади. Иногда ситуация сзади может оказаться опаснее, чем по ходу движения автомобиля.

Следите за состоянием тормозных механизмов и количеством тормозной жидкости, ведь при наличии критической ситуации тормоза могут внезапно отказать. Обратите внимание, что если при торможении стал появляться писк — это первый сигнал о необходимости смены тормозных колодок.

Нельзя поддаваться испугу и тормозить до упора вызывая полную блокировку колёс, тормозить необходимо прерывисто До блокировки колёс, нельзя так же во время торможения выжимать сцепление, отключать его необходимо только в финальной стадии торможения.

На автомобилях оснащённых антиблокировочной тормозной системой при эстренном торможении необходимо резко ударить по педали тормоза и выжать(!) сцепление, и так до полной остановки или начала движения. В этот момент система будет тормозить импульсно и давать водителю подруливать, то есть колёса не будут заблокированы, а автомобиль будет управляемым.

Используем торможение двигателем путём уменьшения подачи топлива с последущем переключение на пониженные передачи.

  • Двигаясь на 5-й или 4-й передаче переходим на пониженную, а в случае дефицита времени можно перепрыгивать через одну с 5-й на 3-ю, с 4-й на 2-ю передачу, если такой переход предусмотрен технологическими возможностями автомобиля.
  • Торможение двигателем для автомобиля с АКП (автоматической коробкой передач) осуществляется путём перевода селектора на пониженную передачу, на пример, с положения D на D3, или на L. Система управления АКП будет постепенно переключать передачи вниз по достижению соответствующих оборотов двигателя. Работа АКПП зависит от функциональных особенностей, заложенных производителем.
  • Используется при условиях низкого коэффициента сцепления шин с дорогой, позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах. Используется так же при преодолении длительных спусков, что позволяет избежать перегрева тормозов. Временное прекращение торможения позволяет сохранить оптимальный температурный режим рабочего тормоза автомобиля, а следовательно, и его эффективность.

Комбинированное торможение – параллельно с включением передач используется импульсное торможение.

Торможение ручным тормозом используем в случае отказа основной тормозной системы.

Если лопнула шина – резко тормозить нельзя, автомобиль може поменять траекторию движения.

В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и произошел отказ тормозной системы используем контактное торможение. Многие водители из-за неумения и стресса прекращают бороться с создавшейся ситуацией, в то время, как необходимо выбрать направление контакта автомобиля с препятствием, чтобы избежать лобового удара. Боковое касание всегда более эффективно и безопасно, чем прямой наезд. Выбираем для контакта забор, отбойник, бровку, прочие предметы. Водителю и пассажирам необходимо уметь быстро принимать безопасную позу для снижения последствий удара.