принцип работы механической КППМеханическая коробка переключения передач (МКПП) — механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную.

Иными словами – это узел автомобиля, с помощью которого водитель управляет движением транспортного средства, устанавливая нужную передачу в зависимости от скорости и направления движения автомобиля. Передачи разделяются на нейтральную передачу, передачи с первой по последнюю и передачу для движения задним ходом (реверс).

Механические коробки переключения передач бывают двухвальные и трёхвальные. Самые распространённые – трёхвальные. Это означает, что в таких коробках передач используется три вала: первичные, вторичный и промежуточный. Первичный вал жестко соединён с диском сцепления и вращается совместно с коленчатым валом двигателя. Вторичный вал находится в постоянном зацеплении с карданным валом, который передаёт вращение колёсам. А промежуточный вал своими шестернями обеспечивает соединение первичного вала с вторичным валом коробки передач.

Итак, рассмотрим принцип действия МКПП. На нейтральной передаче, с заведённым двигателем и включенным сцеплением (педаль отжата), вращается только первичный вал. В момент нажатия на педаль сцепления, первичный вал отсоединяется от двигателя, и синхронизаторы замедляют его вращение, для нормального включения передачи. Далее водитель включает нужную в данный момент передачу, например, первую, и необходимые шестерни первичного, вторичного и промежуточного валов заходят в зацепление друг с другом. После чего, отпуская педаль сцепления, водитель тем самым устанавливает соединение коробки передач и коленчатого вала двигателя. Как только соединение установлено, вращение вала двигателя передаётся через диск сцепления на первичный вал КПП, затем – на промежуточный, и, наконец, на вторичный вал. Последний, в сою очередь, передаёт вращение на карданный вал и далее через редуктор главного моста на колёса автомобиля. Передаточное число зависит именно от диаметра находящихся в данный момент в зацеплении шестерён. Есть некий закон, и звучит он примерно так: «Выигрываем в силе – проигрываем в скорости. И наоборот»
принцип работы механической коробки передач

Передачи в коробке передач необходимы для расширения диапазона частот вращения двигателя. Двигатель работает в ограниченном диапазоне оборотов коленчатого вала (500 — несколько тысяч об/мин), и этот диапазон не совпадает с диапазоном частот вращения колёс (0 — 1800 об/мин). К тому же максимальный крутящий момент достигается в относительно небольшом интервале, который обычно равноудален от значений максимальных и минимальных оборотов. На максимальных же оборотах двигатель выдаёт максимальную мощность. Таким образом, трансмиссия обеспечивает оптимальный режим работы двигателя при различных условиях движения автомобиля, путём переключения водителем ступеней коробки передач, имеющих разные передаточные числа. Для троганья с места и для разгона используют низкие передачи, так как важен большой крутящий момент, а высокая скорость движения пока не нужна. В этом случае, даже при максимальных оборотах двигателя, скорость движения остаётся небольшой. А вот когда надо ехать равномерно быстро, необходимо достичь высоких оборотов колёс при нормальных оборотах двигателя. В этом помогут высшие передачи КПП, которые обеспечивают малое передаточное число, но большое число оборотов. Задняя передача должна обеспечить вращение ведущих колёс в обратном направлении, это достигается путём включения в зацепление дополнительной шестерни в коробке передач.

Рассмотрим, как же нужно правильно переключать передачи, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы двигателя и максимально продлить срок службы коробки переключения передач. Во-первых, водитель должен знать раскладку переключения передач на конкретной МКПП. Эту информацию можно почерпнуть из инструкции по эксплуатации автомобиля. Там же описаны и диапазоны скоростей, для каждой передачи, так как они зависят от особенностей конструкции коробки и характеристик конкретного двигателя.

Итак, чтобы начать движение на ровной дороге, вам понадобится включить первую передачу, но сначала перед пуском двигателя установите нейтральную. Далее, когда двигатель заведён, выжав педаль сцепления, нужно перейти на первую ступень КПП. И, плавно отпуская педаль сцепления с параллельным добавлением педалью газа оборотов двигателю, вы тем самым через механизм сцепления устанавливаете соединение между двигателем и коробкой передач. Затем, по старой схеме, вращение с двигателя через коробку передач направляется на карданный вал и через ведущий мост – на колёса. Как только достигнута предельная скорость, которую может развить машина на первой передаче, необходимо переключиться на следующую ступень КПП. Для этого, снова выжимаем педаль сцепления, включаем вторую передачу и плавно отпускаем педаль. Далее, по мере разгона автомобиля водитель последовательно переключает передачи от текущей, до последней (прямой) передачи. Первая передача служит только для того, чтобы тронуться с места и для этого используется только эта передача. Т.е. нельзя начинать движение с других ступеней, потому что двигатель не сможет для этого развить нужную силу. Ну, разве что, начиная движение с горки, можно включить вторую передачу, так как роль первой (старт с места) выполнит гравитация. А вообще, на машинах с трёхвальными коробками лучше преимущественно двигаться на прямой передаче, когда первичный и вторичный валы находятся в зацеплении друг с другом непосредственно, а не через промежуточный. В таком режиме меньше изнашиваются шестерни, и энергия вращения  расходуется менее всего.

В общем, переключать передачи нужно в соответствии с условиями и скоростным режимом движения, педаль сцепления выжимать резко, а отпускать плавно, убирая при этом правую ногу с акселератора. Соблюдая все правила работы с механической коробкой передач, грамотно переключая передачи, вы продлите срок службы агрегата и повысите комфорт передвижения.