Сегодня на дороге со стороны водителей можно увидеть множество жестов и сигналов, одни из которых предупреждающие, другие – просьбы, а третьи – просто благодарность.

Инструктора по вождению говорят: «Будьте взаимно вежливы на дороге, и эти неписаные правила поведения, помогут немного улучшить безопасность дорожного движения». Давайте же разберём этот невербальный стиль общения водителей и узнаем, какой жест, какую информацию в себе несёт.

Вот допустим, что сзади вас двигается автомобиль, который явно хочет вас обогнать, но ему никак не представится такая возможность. Вы, в свою очередь, прижимаетесь к правому краю проезжей части, чтобы позволить обогнать себя. Обогнавший вас водитель включает на несколько секунд сигнал аварийной остановки, тем самым, выражая вам свою благодарность за предоставление благоприятных условий для обгона. Такие световые сигналы достаточно распространены среди водителей, но, тем не менее, встречаются люди, которые безграмотно их используют, например, без особой причины мигают фарами, сигналят клаксоном как бешеные, пугая и раздражая окружающих участников дорожного движения.
В результате создаётся напряженная или даже агрессивная ситуация, в которой опасность ДТП возрастает в несколько раз. А ведь признайтесь, как всё-таки приятно встретить на дороге вежливого и доброжелательного водителя.

Ниже рассмотрим азбуку языка сигналов, используемых водителями. Посмотреть видеоурок от инструкторов по вождению Интенсив на тему «Язык жестов водителей» — можно здесь.

Наиболее распространённым является сигнал в виде двух кратковременных включений дальнего света фар. Такими действиями водители встречных транспортных средств предупреждают вас об опасности на пути вашего следования. Опасностью может быть засада сотрудников ДПС, какое-либо ДТП, оползень или любое другое препятствие на дороге. Обычно такой сигнал подают несколько встречных машин, так что пропустить его будет сложно. Если вам посигналили подобным образом, то не забудьте поблагодарить встречных водителей жестом руки, направив ладонь вперед.

Если вы заметили, что сзади вас водитель дал один продолжительный импульс дальним светом фар, то это действие дословно означает: «Дай дорогу!». Т.е. он просит вас подвинуться, чтобы он смог вас обогнать или опередить. Если же подобный сигнал «прозвучит» в лицо или сбоку при маневрировании по городским скоплениям машин, то это является просьбой пропустить сигнализирующее транспортное средство.

Один короткий импульс «дальним» в лицо или сбоку в городской тянучке означает: «Проезжай, пропускаю!». Применяется такой сигнал, например, в пробке, когда встречный автомобиль желает свернуть, а скопление машин не даёт ему это сделать.

Ещё один признак хорошего тона – это чёткое, грамотное и своевременное включение указателей поворота. Среди водителей бытует некая аксиома: «Поворотники – язык водителя, и не использующий его водитель – нем!». Помимо указания направления поворота, «поворотниками» можно сообщать и о других действиях. К примеру, включение вами указателя левого поворота в крайнем левом ряду, означает просьбу к следующему впереди автомобилю принять правее, чтобы можно было обогнать его. Такой приём применяется достаточно редко, но в сочетании с длинным импульсом «дальнего» даёт хороший эффект.

Если, едущий сзади вас автомобиль, включил указатель правого поворота и несколько раз помигал дальним светом фар, то подобные действия расцениваются, как просьба остановиться у обочины. Так просить вас об остановке может либо дорожный рэкет, либо ваш знакомый. С учетом того, что правовая грамотность граждан возросла,  то криминальных оттеснений к обочине в последнее время уже почти не происходит.

Если два перекрёстка расположены последовательно и в непосредственной близости друг от друга, и вам необходимо повернуть на втором из них, то не включайте указатель поворота, пока не проедете первый перекрёсток. Включать «поворотник» необходимо за 4-5 секунд до начала маневра, а после совершения поворота, проконтролировать его выключение. Не выключенный своевременно указатель поворота может ввести в заблуждение других участников дорожного движения, что создаёт некоторую опасность на дороге.

Показывать поворот нет необходимости, если дорога, по которой вы двигаетесь, меняет направление, но при этом вы остаётесь на прежней полосе движения.

При движении задним ходом, показывайте поворот в ту сторону, в которую будет двигаться задняя часть автомобиля.

Если автомобиль впереди совершил экстренное торможение и включил сигнал аварийной остановки, то помимо обозначения поломки, это может означать, что впереди присутствует какая-либо необозначенная опасность (яма, размыв дороги, открытый люк и т.п.) Предупредить едущие сзади автомобили об опасности можно также миганием стоп-сигналов. Несколько раз нажмите на педаль тормоза, и водитель сзади поймёт, что лучше увеличить дистанцию и быть начеку.

Кратковременным включением дальнего света фар в ночное время суток показывается просьба к встречному транспорту переключиться с дальнего свет фар на ближний.

Что же касается звуковых сигналов, то водители пока не додумались как «закодировать» какие-либо сообщения в длине или частоте гудков клаксона. Но долгий протяжный гудок всегда означает опасность, а троекратный сигнал клаксона — раздраженное недовольство водителя. Однако не стоит беспорядочно сигналить, этим вы ставите в тупик других участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов. Клаксон необходимо использовать только в тех случаях, когда это может предотвратить ДТП, либо для того, чтобы при необходимости обратить на себя внимание других водителей или пешеходов.

Ещё немного распространённых жестов:

— описыванием окружности кистью руки и указанием пальцем вниз вы сообщаете водителю, что у его автомобиля спущено колесо;

— указав рукой на дверь, вы обращаете внимание водителя на то, что она не закрыта или ею что-то зажато, например, одежда или ремень безопасности;

— водитель, стоящий рядом со своим, припаркованным на обочине автомобилем, и держащий в руках канистру, обрезок шланга, буксировочный трос или провода с зажимами типа «крокодил», означает, что он просит поделиться топливом, помочь в буксировке или помочь завести двигатель, соответственно.