При движении по дорогу на автомобиле, наибольшую опасность представляет всякого рода маневрирование, будь то обгон, опережение, встречный разъезд или просто поворот. Поэтому манёврам на дорогах стоит уделить особое внимание.

Во время обучения в автошколе, будущие водители вплотную изучают теорию по этому вопросу, а, в последствие, уже на практике, инструктора по вождению обучают новичков, как правильно совершать манёвры на дороге. В правилах дорожного движения ясно описано, какие манёвры, где и как можно совершать, а какие нельзя. Если пояснять простыми словами, то любое ваше действие на дороге должно быть понятным каждому из окружающих вас водителей, другим участникам дорожного движения, и никого не вводить в заблуждение.

Но вернемся к маневрированию. Начнём с понятий «обгон» и «опережение». По определению ПДД, обгон – это опережение одним транспортным средством другого, связанное с выездом за пределы своей полосы движения и последующим возвратом на неё. А при опережении водитель остаётся на своей полосе и просто опережает едущий сбоку автомобиль. Необходимо чётко различать эти два понятия, так как выезд на полосу встречного движения всегда сопровождается большой опасностью. Итак, перед тем, как вы соберётесь выполнить обгон или опережение, вы обязаны убедиться в том, что своими действиями вы не создадите опасность и угрозу себе и другим участникам дорожного движения. А именно, перед обгоном нужно убедиться в том, можно ли вообще совершить его на конкретном участке дороги и безопасно вернуться с встречной полосы.

Вспомним правила. Обгон запрещён:

— на участке дороги, перед которым установлен соответствующий знак («Обгон запрещён»);

— на перекрёстках, переездах, пешеходных переходах, на/под мостами;

— на участках дороги со сплошной или двойной сплошной разделительной линией (сплошную линию разметки можно пересечь, только для объезда/обгона транспортного средства, остановившегося или движущегося со скоростью менее 30 км/ч);

— если следующий перед вами автомобиль, включил указатель левого поворота или уже сам начал обгон;

— в конце подъёма и на других участках с плохой видимостью (закрытые повороты).
маневрирование обгон перестроение

Не стоит также начинать обгон во время дождя, снегопада или тумана, когда видимость в направлении движения ограничена.

Если правила и обстановка на дороге позволяют совершить подобный маневр, то, предприняв все меры предосторожности, совершайте его быстро и чётко. То же самое касается опережения, но только тут всё гораздо лояльнее. Если ширина своей полосы движения позволяет, то вы спокойно, соблюдая все правила, начинаете, проводите и завершаете опережение.

Аналогично дело обстоит и с перестроением в другую полосу движения, т.е. вам следует удостовериться в безопасности совершаемого маневра, предупредить о своих действиях других участников движения и выполнить перестроение. Очень часто причиной ДТП становятся непредсказуемые действия на дороге при обгоне или перестроении, например, то же перестроение, совершаемое резко и без включения соответствующего указателя поворота. Резко перестраиваясь, вы просто «подрезаете» движущиеся параллельно вам машины, что может привести к плачевным последствиям.

Встречный разъезд на узких участках дороги осуществляется в соответствии с установленными знаками («Преимущество встречного движения», «Преимущество перед встречным движением»). А в случае, если таковые знаки отсутствуют, то уступить дорогу должен водитель, на полосе которого находится препятствие.

Повороты тоже необходимо совершать правильно, особенно повороты с дороги  налево. Если, поворачивая направо, водитель просто с крайнего правого ряда спокойно сворачивает с дороги, то поворот налево осуществляется иначе. Во-первых, если то позволяют правила и дорожная разметка, поворот должен осуществляться с крайнего левого ряда, за исключением транспортных средств с большими габаритами, у которых большой радиус поворота. Им позволяется поворачивать налево со второй слева полосы. Во-вторых, водитель обязан пропустить движущийся во встречном направлении транспорт, и только после этого совершить поворот.

Но стоит учесть, что повороты, описанные в предыдущем абзаце, осуществляются при движении по главной дороге. Т.е. легко свернуть направо можно только с главной дороги. А при повороте направо с второстепенной дороги, придётся пропускать всех, кто едет по главной. Но это уже совсем другая история, и относится она к разделу «Правила проезда перекрёстков».