Вождение по грунтовой дорогеЕсли вы собираетесь в дальний путь, где вам могут встретиться сложные дорожные условия (грунтовые дороги, водные преграды, бездорожье и т.д.), то, подготавливая автомобиль, вы должны оснастить его дополнительными компонентами: буксировочным тросом, цепями, надеваемыми на колёса, вторым домкратом, лебёдкой и лопатой. В автошколе вас вряд ли будут тренировать езде по таким дорогам, но знать, как это делать должен каждый водитель.

Итак, грунтовые дороги – это такие дороги, покрытием проезжей части которых является естественный грунт. Бывают случаи, когда такие дороги могут быть укреплены дополнительно песком или гравием. На «грунтовках» всегда много неровностей, поворотов и других препятствий, увеличивающих сопротивление движению автомобиля. Это вам не по шоссе катиться, здесь придётся вести себя намного аккуратнее. По сухой дороге можно ехать с постоянной скоростью, не переключая передач, но рулить надо будет крутить непрерывно, корректируя траекторию движения.

Особенно внимательным стоит быть, двигаясь по сухой «грунтовке» за другим автомобилем, так как поднимаемое им облако пыли ухудшает вам видимость. Препятствия или неровности лучше объезжать или пропускать между колёсами, потому что безобидный на первый взгляд комок снега или грязи, может оказаться камнем или чем-нибудь ещё, что может повредить подвеску автомобиля, сорвать тормозные шланги или вообще пробить поддон картера двигателя. А весной или осенью, в сезон дождей, грунтовое покрытие размывается водой, и образуются глубокие, заполненные водой колеи, рвы, канавы, с которыми надо быть очень внимательными, чтобы не попасть в них колесом, иначе можно застрять.

Для преодоления сложных участков дороги, необходимо поддерживать непрерывную силу тяги путём предварительного включения пониженной передачи, до того, как вы въедете на сложный участок. Если переключаться во время преодоления такого участка дороги, то автомобиль может потерять в скорости или вообще остановиться. Если имеется неглубокая колея, лучше ехать по ней, а в случае, если она слишком глубока, есть риск зацепиться днищем и стоит двигаться параллельно колее. Двигаться по колее необходимо на пониженной передаче с оборотами двигателя чуть выше средних, а тормозить и ускоряться – очень плавно. Выезжать из колеи нужно резко поворачивая руль в том месте, где она имеет наименьшую глубину.

Лужи после дождя могут скрывать разного рода опасности, такие как ямы или камни. Поэтому лучше исследовать незнакомую лужу на элемент препятствий. Вода из глубоких луж может залить систему зажигания или попасть в воздуховод двигателя, из-за чего мотор может заглохнуть.

Нельзя буксовать на мягком грунте. Лучше проехать такой участок без остановки с разгона. Если всё-таки началась пробуксовка колёс, но движение автомобиля продолжается, необходимо просто сбросить газ, и буксование должно прекратиться.

Мокрая глина, налипая на колёса, значительно уменьшает их сцепление с дорогой, ведущие колёса начинают буксовать, а если «заюзиться» (заблокировать колёса при торможении), то велика вероятность соскользнуть с дороги в канаву или кювет. Поэтому по такой дороге следует двигаться на маленькой скорости, без резких поворотов руля, остановок и торможений. Подробнее о проезде по грязи — здесь.

На крутых грунтовых спусках нельзя тормозить и одновременно поворачивать, так как машина может не послушаться руля и продолжить ехать прямо. Спускаться лучше на пониженной передаче, а тормозить с использованием приёма «торможение двигателем»

Если вы застряли, то можно отъехать немного назад и попытаться проехать плохой участок с разгона. А также попробовать подложить под колёса, что-то, что улучшит их сцепление с грунтом, например доски, щебень, хворост и т.п. В случае, когда колёса глубоко увязли в грунте, их необходимо раскопать, и сделать подобие пологого выезда. В сложных ситуациях приходится использовать буксировку или лебёдку, зацепив трос за дерево или столб.

Применение цепей на колёсах значительно повышает проходимость автомобиля на грунтовых дорогах, но на твёрдом покрытии шины быстро изнашиваются. На тему какие зимние шины лучше сломано много копий, поэтому перед покупкой резины стоит все тщательно изучить. Чтобы ещё больше улучшить проходимость, нужно включить полный привод и блокировку дифференциала (если такие опции предусмотрены на автомобиле).

На лесных дорогах из-за деревьев и кустарников значительно ухудшается видимость, поэтому на закрытых поворотах нужно быть особенно внимательными и стараться не наезжать на коряги, ветки и т.п. Перед съездом с дороги в мелкий лес, лучше заранее пройтись и разведать, можно ли там вообще проехать. При движении по кустарникам и высокой траве водитель должен следить за тем, чтобы не наехать на незаметные в траве  препятствия. Опять же, двигайтесь медленно, чтобы успеть в нужный момент  остановиться или объехать угрозу.

Бездорожье встречается достаточно не часто, но, всё же, встречается. Поэтому каждый водитель должен знать и уметь правильно преодолевать такие, столь сложные для проезда, участки.
Широкие канавы и рвы обычно преодолеваются медленно и под прямым углом. Если пытаться переехать глубокую канаву под острым углом, то машина может зависнуть колёсами в воздухе, зацепившись днищем, или того хуже, перевернуться. Перед спуском в ров нужно остановиться, оценить ситуацию и, медленно притормаживая, начать движение. Как только передние колёса коснулись дна, нужно немного прибавить газа и выехать изо рва.

Косогор с боковым уклоном преодолевать нужно только по сухому покрытию, иначе машина просто сползёт в сторону. Чтобы не допустить опрокидывания, водитель должен знать расположение центра тяжести своего автомобиля и максимальный уклон, по которому он может проехать. Чем выше центр тяжести, тем вероятнее опрокидывание на крутом уклоне. Центр тяжести повышается, если багажник на крыше высоко загружен.

Ещё одними труднопроходимыми участками бездорожья и не только, являются водные преграды. Перед их преодолением, следует сначала осмотреть все места съезда в воду и выезда из неё, чтобы убедиться в твёрдости и пологости поверхностей. Далее обследуйте дно, определите глубину и твёрдость грунта, а также наличие ям и камней. Помните, что легковые автомобили не способны преодолевать водные преграды, глубина которых больше половины диаметра их колёс. Главное в преодолении водных преград является непрерывное и равномерное движение на пониженной передаче и при среднем газу, не меняя оборотов двигателя и скорости движения, иначе вода может попасть в двигатель и он остановится. Намокшие тормозные колодки утрачивают способность хорошо тормозить, поэтому после выезда из воды их необходимо просушить путём многократного торможения, и тормозные свойства восстановятся.