Варианты аварийных ситуаций и оптимизация действий водителя

Аварийные ситуации на дороге могут возникнуть по различным причинам: например, на дорогу выбежит пешеход или животное, откажет какой-либо узел, агрегат или система автомобиля и т.д. Наиболее опасен отказ тормозной системы, рулевого управления и ходовой части. Подобная ситуация может случиться с каждым, поэтому желательно научиться вождению в аварийных ситуациях.

Если отказа тормоза

Естественно, чем больше скорость, тем сложнее остановить автомобиль. При этом больше всего не хотелось бы, чтобы вышла из строя какая-либо система, например тормозная. Если автомобиль не реагирует на нажатие педали тормоза, значит, это случилось. И в таком случае, для остановки автомобиля, надёжнее всего было бы использовать торможение двигателем, последовательно переключая передачи с высшей на низшую. Двигатель, даже если он выключен, при задействованной передаче создаёт очень сильный тормозной эффект и в принципе сможет остановить машину. Однако помните, что выключая мотор, ключ зажигания нужно поворачивать так, чтобы противоугонное устройство не заблокировало руль, иначе вы потеряете управление машиной. Но, ни в коем случае, нельзя включать сразу первую передачу! Во-первых, из-за разности оборотов вы просто её не включите. А, во-вторых, если даже это у вас получится, то на скорости колёса просто заблокируются и машина «пойдёт юзом». На сухой дороге, параллельно с торможением двигателем, можно подтормаживать и ручным (стояночным) тормозом. Только поднимать рычаг нужно плавно, отключив при этом фиксатор (кнопка на рычаге нажата), иначе колёса заблокируются и автомобиль занесёт. В случае, когда велика вероятность столкновения, и место для плавной остановки отсутствует, есть смысл включить сразу вторую передачу и аккуратно, включая/отключая сцепление, и, подтормаживая ручником, снизить скорость автомобиля и остановиться. Если уже некуда деваться, то, в крайнем случае, можно воспользоваться приёмом «торможения о препятствия», например, о сугроб или ограждение.

Если руль не управляет автомобилем

Отказ рулевого управления чаще всего происходит из-за обрыва рулевых тяг. Они могут оборваться от попадания колеса в выбоину или от наезда на какое-либо препятствие. После чего автомобиль перестанет реагировать на движение рулём и его начнёт уводить в сторону. А отсоединившееся неуправляемое колесо может резко вывернуться, что резко кинет автомобиль в сторону. В такой ситуации водитель должен стараться сохранить прямолинейность движения, поворачивая руль в противоположную от увода сторону, чтобы остаться на своей полосе движения.

Если разорвалась шина

Ещё одна неприятность, которая может произойти в пути – это разрыв шины. Обычно при её разрыве вы услышите хлопок, и если лопнула шина переднего колеса, то происходит сильный рывок  руля, и он становится тугим, а автомобиль начинает уводить с дороги. Если вы в этот момент будете слабо удерживать руль, то он обязательно вырвется из рук и машину кинет в сторону. От водителя требуется сохранить направление движения и остановить автомобиль. Если рвётся шина заднего колеса, то резкий рывок руля отсутствует, а после хлопка ощущается виляние задней части машины, и увод её в сторону. В этом случае также необходима плавная остановка. Если шина не порвалась, а просто произошёл её прокол, то автомобиль ведёт себя аналогично, но только не рвётся резко в сторону.

Если оторвалось колесо

Колесо также может просто оторваться, если сломаются крепления или гайки недостаточно затянуты. Слабая затяжка гаек крепления колеса к ступице проявляется характерным стуком на небольшой скорости и вилянием колеса. Если проблема в одном из передних колёс, то присутствуют резкие толчки в руле, особенно на поворотах. А если плохо закреплено заднее колесо, то задняя часть машины начнёт вилять. Однако, на большой скорости эти виляния и стук почти не ощутимы. Если, всё-таки, колесо оторвалось, то автомобиль начинает крениться в сторону поломки и опираться на тормозной диск или барабан. Трение металла об асфальт создаёт большое сопротивление, вследствие чего, автомобиль может развернуть. Самое главное – это сохранить направление движения, повернув руль в противоположную от крена сторону, и плавно остановить машину (нельзя резко жать на тормоза).

Если колесо отрывается вместе со ступицей, то удар, рывок руля и наклон машины значительно сильнее, чем при просто отрыве одного колеса. К тому же, вместе со ступицей обрывается и тормозной шланг, и, следовательно, «пропадают» тормоза.

Если открылся капот

Иногда, во время движения может открыться капот, закрыв тем самым водителю обзор дороги. Причиной может быть не закрытый или неисправный замок, и порыв ветра легко поднимет крышку капота. Если произошла такая ситуация, то водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизит скорость и остановиться (как и в случае ослепления). Ориентироваться можно по дорожной разметке или обочине.

Если загорелся автомобиль

Ещё более страшная опасность – это возгорание автомобиля. Оно может произойти как в салоне, так и в моторном отсеке. Признаками пожара являются запах, дым и пламя. При их обнаружении, водитель должен включить аварийную сигнализацию, остановить машину на обочине или у правого края проезжей части, выключить зажигание и дать команду пассажирам покинуть автомобиль. Затем необходимо быстро обнаружить очаг пожара, и погасить его при помощи огнетушителя. Но помните, что если резко открыть капот, то оттуда может вырваться пламя. Если огнетушителя в машине не оказалось или до него не добраться, то можно использовать любую плотную ткань (брезент, покрывало, пальто и т.п.), которая сможет перекрыть доступ кислорода к огню.

При возникновении любой аварийной ситуации необходимо включение аварийной сигнализации, чтобы предупредить других участников дорожного движения.