Вождение транспортного средства является опасным по определению. А если при этом ещё и попасть в опасную дорожную ситуацию и не знать как себя в ней вести, то можно вообще угодить в неприятности. Научиться этому можно только в школе вождения специальной подготовки водителей, выполняя на практике упражнения экстренного маневрирования. Подобные навыки и умения повысят уровень безопасности водителя на дорогах.

Экстренное торможение

Очень часто на дороге возникают опасные ситуации, в которых просто необходимо как можно быстрее снизить скорость или остановиться. В этом случае прибегают к методу экстренного торможения, в момент которого максимальное торможение автомобиля происходит на грани блокировки колес. Но необходимо всегда помнить, что когда вы резко нажимаете на педаль тормоза, машину может занести. Если колёса «заюзятся» (заблокируются), то увеличится тормозной путь и вероятность того, что автомобиль занесёт. Во избежание блокировки колёс («юза»), тормозите ступенчато (прерывисто), короткими и частыми нажатиями на педаль тормоза, а также используйте эффект торможения двигателем. ABS поможет избежать блокировки колес, но не стоит абсолютно на него полагаться, так как система может отказать в неподходящий момент.

Экстренные приемы управления автомобилем

Потеря контроля над автомобилем и его занос, чаще всего случаются из-за неумелого торможения именно на скользком покрытии либо когда колеса попадают на разные покрытия. Поэтому отрабатывать экстренное торможение следует на площадках с пониженным коэффициентом сцепления. Изначально попробуйте резко затормозить, вдавив педаль в пол и ощутите, как себя ведёт машина при подобных действиях. Затем попробуйте применить способ ступенчато или прерывистого торможения. После чего вы самостоятельно поймёте, насколько неуправляемым становится автомобиль с заблокированными колёсам при торможении.

Объезд препятствия

В случае внезапного появления какого-либо препятствия на пути следования автомобиля, если расстояние до объекта меньше длины остановочного пути, то остаётся единственный способ – объехать препятствие, чтобы не столкнуться или не наехать на него. И сразу же возникает вопрос о том, с какой стороны объезжать. Если слева, то можно выскочить на полосу встречного движения, где огромный риск лобового столкновения. Справа же большая вероятность налететь на попутный или припаркованный транспорт, бордюр, столб или на людей на обочине. Так что, если не хотите столкнуться со встречным автомобилем, лучше остаться на своей полосе, и тогда в, случае ДТП, закон будет на вашей стороне. Но помните, что торможение на обочине достаточно опасное занятие.

 

И, тем не менее, чтобы эффективно выполнить объезд резко появившегося препятствия, необходимо энергично совершить маятниковое движение рулём. Но при этом, нужно резко сбросить газ перед поворотом руля а еще лучше- ударить по тормозам. В таком случае возрастёт сцепление колёс с дорожным покрытием, однако не исключён занос, поэтому нужно быть готовым к нему.
Интенсивный разгон

Иногда, в опасных ситуациях, чтобы избежать столкновения, приходится быстро увеличивать скорость движения своего автомобиля. Для этой цели служит техника интенсивного разгона. С места разгон выполняется резким отжатием педали сцепления (резким его включением) при большом количестве оборотов коленчатого вала двигателя (когда двигатель обладает максимальной силой тяги).

Но на скользкой дороге, где коэффициент сцепления колёс с покрытием низкий, этот способ не даёт желаемого эффекта (колеса могут прокручиваться впустую). Когда вы трогаетесь с места на дороге со скользким покрытием, нельзя допускать, чтобы ведущие колёса буксовали, для этого можно стартовать со второй или третьей передачи. А при интенсивном разгоне с ходу, нужно переключиться на ступень ниже и добавить газу, чтобы придать автомобилю должное ускорение. Как правило понижение передачи используется для интенсивного разгона при совершении обгона.

Занос автомобиля

Заносом называют скольжение колес одной из осей автомобиля в направлении, не совпадающем с плоскостью вращения колес. Т.е. когда машину заносит, то она может скользить боком и разворачиваться поперек. Занос вызывают действия боковых сил или действия их поворачивающих моментов (в горизонтальной плоскости).

Во время блокировки колес при торможении переднеприводного автомобиля это происходит на задней оси автомобиля, машину начинает заносить задней частью. На скользкой дороге опасность блокировки колес особенно актуальна. А если ещё и превышать допустимую скорость при входите в поворот, то может произойти занос  автомобиля и он точно не впишется в поворот. Занос может также произойти из-за боковой силы, действующей на автомобиль на участке дороги с поперечным уклоном; из-за центробежной силы, действующей на криволинейной траектории движения автомобиля; или в случае, когда колёса, расположенные на одной оси, тормозят с разной эффективностью. А также из-за поворачивающего момента при резком ускорении, если у шин разные коэффициенты сцепления с дорогой, неравномерно изношен рисунок протектора или разное давление.

Итак, для предотвращения заноса автомобиля, следует избегать резких поворотов руля и нажатий на педали (также и резко отпускать педаль). Особенно небезопасно тормозить и вращать руль одновременно. Максимальное сцепление с дорогой имеет только вращающееся без проскальзывания колесо, поэтому управляемые колёса необходимо удерживать в направлении движения, а задним (ведомым) – не давать буксовать при добавлении газа, и блокироваться при торможении. А если занос уже возник, то лучше бороться с ним на начальной стадии, когда машину ещё не унесло далеко в сторону. Как только вы почувствовали смещение задних колёс, нужно сразу же быстро повернуть руль в сторону заноса. Но иногда после этого возникает аналогичный занос в противоположную сторону. Тут уже важна быстрая реакция водителя и умение погасить качение.
Очень важно понимать разницу в поведении в заносе переднеприводного и заднеприводного автомобиля. А полноприводный автомобиль  дает еще больше возможностей для подготовленного умелого водителя (путем включения\выключения мостов).
В общем, при возникновении заноса, не тормозите и не выключайте сцепление; на автомобиле с задним приводом ведущих колес — уменьшите газ, а на автомобиле с передним приводом – увеличите его до среднего значения (но не допускайте пробуксовки). Поверните руль в сторону заноса задней части автомобиля, но следите, чтобы передние колеса были направлены строго по ходу движения. Поворачивать руль в обратную сторону начинайте до того, как занос прекратится, и тогда автомобиль начнет выравниваться.

Если все это воспринимается тяжеловато, то помогут несколько практических занятий вождения с инструктором центра повышения водительского мастерства Интенсив.