Как известно, автомобиль включает в себя основные и вспомогательные системы и агрегаты. Основные – это те, при поломке которых автомобиль не способен далее нормально функционировать. Например, двигатель, если он выйдет из строя, то машина остановится. Вождение в таком случае является невозможным. А при выходе из строя второстепенных систем, например, стеклоочистители или осветительные приборы, то вполне можно сохранить общую функциональность транспортного средства.

На самом деле, очень опасно, когда в автомобиле что-то ломается на ходу, особенно если это какая-нибудь несущая деталь или непосредственно участвующий в движении агрегат. Опять же, программа автошколы не включает в себя вопросы по данной тематике. И не каждый инструктор по вождению будет рассказывать вам о безопасном выходе из такой ситуации, ну разве что в общих словах.

Очень часто причиной для выхода из строя автомобиля является плохое качество дорог. Ямы и выбоины могут привести как к пробитию колес, так и к потере управляемости, повреждению рулевой или тормозной системы.

Итак, давайте разберёмся, как же себя вести если авто вышло из строя и начнём с самого опасного случая, а именно: отказ во время движения тормозной системы автомобиля. Такого не пожелаешь никому, поэтому состояние тормозов на вашем автомобиле следует постоянно контролировать и не допускать утечек тормозной жидкости. Так вот, если в дороге вы почувствовали, что машина плохо замедляется при нажатии на педаль тормоза, или педаль вовсе «проваливается», то это как раз тот случай, и выходов из этой ситуации несколько. Во-первых, первое, за что следует хвататься, так это за ручной стояночный тормоз, он может выступить в качестве резервной системы торможения. Но не стоит дёргать рукоятку вверх до упора, это только заблокирует задние колёса и машину может занести или вообще оборвётся тросик, и вы можете остаться без какого-либо тормозного устройства.

Можно поднять ручник до положения, в котором вы почувствуете тормозящий эффект, естественно, перед этим сбросив газ. Но ручной тормоз не всегда может гарантировать надёжное торможение, и, чтобы снизить на него нагрузку, необходимо параллельно переключаться на пониженные передачи. Таким образом задействуется эффект торможения двигателем, что увеличивает эффективность торможения. Также лучше включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить окружающих о неисправности своего автомобиля. Ещё, на случай отказа тормозов, на дорогах строят специальные улавливающие тупики, и вам очень повезёт, если в этот момент он окажется где-нибудь поблизости. Тупиком является некий ответвлённый участок дороги, ведущий на подъём, что способствует естественному замедлению автомобиля. Но иногда возникают ситуации, когда нет времени тормозить двигателем и отсутствует улавливающий тупик, а остановить машину нужно как можно скорее, тогда придётся прибегнуть к крайним мерам, которые заключаются в торможении с использованием отбойников, бордюров или опорных стенок (торможение о препятствия). Естественно, автомобиль будет повреждён в результате взаимодействия боковой части с преградой, но это лучше, чем влететь под грузовик, вылететь за пределы дороги на повороте или сбить пешеходов. Так что, есть смысл пожертвовать железом, вместо здоровья.

Другой, пожалуй, самый важный агрегат в машине, противоположный по действию тормозам – это двигатель, внезапная остановка, которого во время движения может привести к нежелательным последствиям. Обычно мотор резко не останавливается, а начинает «дёргаться», что ощутимо, и водитель имеет возможность соответственно отреагировать и совершить необходимые действия, а именно остановиться. Но, если вдруг так случится, и двигатель заглохнет на низкой передаче, то это чревато блокировкой ведущих колёс и заносом автомобиля. Поэтому, как только вы вдруг заметили неполадки в двигателе вашего автомобиля, если мотор начал «чихать» и дёргаться, то необходимо поскорее остановиться. Иначе можете пострадать и вы и машина.

В процессе движения так же может возникать такая неисправность, как заклинившая педаль газа. Об этом вы можете посмотреть соответствующий видеоурок от инструкторов Школы вождения Интенсив.