Устройство, особенности вождения: антиблокировочная система (ABS)

Антиблокировочная система тормозов предотвращает блокировку колёс при резком торможении. При торможении с АБС задача системы состоит прежде всего в обеспечении управляемости автомобиля и исключении вероятности его неконтролируемого скольжения – блокировки колёс.

Устройство, особенности вождения: антиблокировочная система

АБС ограничивает тормозное усилие на колесе до максимально возможного, но не дающего, сорваться колесу в скольжение – «юз». При торможении датчики на колесах определяют скорость вращение колеса и возможный момент блокировки. Если какое-то колесо начинает вращаться медленнее остальных (оно близко к блокировке), АБС ограничивает тормозное усилие, и колесо продолжает вращаться. Водитель ощущает работу системы по пульсации педали тормоза – система посылает множество тормозных импульсов.

Первые автомобили с антиблокировочной системой в массовом производстве появились в конце прошлого столетия. С тех пор работа системы существенно улучшилась. В зависимости от свойств, заложенных производителем мы так же можем оценить влияние АБС на тормозной путь при движении на различных видах покрытий.

Так, одноканальная АБС ограничивает тормозное усилие во всей тормозной системе одновременно по отношению к заблокированному колесу: эффективна при однородном покрытии для всех колёс (асфальт). Двухканальная – одного борта по отношению к другому. Многоканальная – в отдельности для каждого колеса, они более эффективны при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, одно или несколько колес попали на лед, мокрую дорогу, обочину.

Хотя АБС нацелена прежде всего на обеспечение манёвренности и возможности подруливать при максимальном торможении, она так же может существенно сократить тормозной путь. Однако, следует помнить, что чем менее совершенна АБС, тем меньше можно рассчитывать на сокращение тормозного пути, а в некоторых случаях работа системы даже увеличивает его. Так автомобиль, не оснащённый АБС, попадая на сыпучую поверхность (снег, песок, гравий) на заблокированных колёсах закапывается, а следовательно быстрее останавливается. Либо, при торможении на льду, когда все колёса имеют плохое сцепление с поверхностью, и начинают скользить, может привести АБС в состояние растерянности – необходимо время для включения системы.

Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования АБС, используя импульсное торможение и контролируя момент блокировки колес самостоятельно, ослабляя усилилие торможения на грани блокировки. Следует помнить, что АБС является прежде всего профилактическим средством, позволяющим исправить грубую ошибку водителя. Поэтому автомобили, оснащенные АБС, во многом могут помочь новичкам, поскольку это позволяет экстренно тормозить, просто прикладывая максимальное усилие к педали тормоза, сохраняя при этом возможность маневра.

Для экстренного торможения с АБС необходимо резко ударить по педали тормоза и одновременно выжать сцепление, в этот момент система будет тормозить импульсно вместо водителя. Следует так же помнить, что при экстренном торможении не целесообразно включать пониженные передачи, то есть тормозить комбинированно, так как в данном случае тормозящий эффект двигателя превращается в толкательный и включение передач скорее мешают эффективной работе тормозной системы.

О различных приемах торможения подробнее — здесь.