Иногда возникают такие ситуации, из которых не получается выбраться самостоятельно, и приходится просить помощи у окружающих. Например, при поломке автомобиля, когда невозможно исправить неполадку в полевых условиях, помочь вам может только эвакуация или буксировка к месту ремонта.

С правилами буксировки механических транспортных средств вы можете ознакомиться в пункте 20-том «Правил дорожного движения», которые вы изучали в автошколе. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

Буксировка требует от обоих водителей определённых навыков. Водитель буксирующего транспортного средства должен двигаться без рывков,  чувствовать натяжение связующего троса, чтобы не допустить его обрыва. В свою очередь, водитель буксируемого автомобиля должен поддерживать трос в натянутом состоянии, вовремя реагировать на дорожную ситуацию и вовремя притормаживать. Оба водителя предварительно договариваются друг с другом о том, как они будут тормозить, но, тем не менее, резкое торможение исключено.

Следует помнить, что буксировка на гибкой сцепке запрещена в гололёд. В этом случае нужно применять либо жесткую сцепку, либо буксировку методом частичной погрузки. Тормозить в гололёд, необходимо используя комбинированный метод торможения, заключающийся в совместном торможении двигателем и тормозной системой. Не забудьте включить ближний свет фар на буксирующем ТС и аварийную световую сигнализацию на буксируемом, а если она не исправна, то на заднюю часть буксируемого автомобиля необходимо установить знак аварийной остановки. Связующий  трос, длина которого должна составлять 4-6 м, нужно обозначить как минимум двумя щитками 20 на 20 см с красными и белыми наклонными полосками. Длина выбрана не случайно. Слишком короткий трос может спровоцировать попутное столкновение, а слишком длинный создаёт трудности при маневрировании.

Буксировка и эвакуация авто

Стоит обратить внимание на особенности буксировки транспортных средств с автоматической и механической коробкой передач. Для каждого типа коробки, способы буксировки разные.

Машины с АКПП необходимо буксировать с использованием эвакуатора, а машины с полным приводом и АКПП – только с полной погрузкой. Если нет возможности буксировки с полной погрузкой, но двигатель исправен, то нужно долить в коробку  несколько литров трансмиссионной жидкости, чтобы снизить риск перегрева коробки, завести двигатель и установить селектор АКПП в положение “N”. При таких условиях можно автомобиль с АКПП можно нормально буксировать. После буксировки не забудьте слить из трансмиссии лишнюю жидкость.  Но прежде чем принимать подобные меры, нужно ознакомиться с инструкцией вашего автомобиля, там могут быть жесткие ограничения по этому поводу. Обычно автомобили с АКПП буксировать можно, не превышая скорости 50 – 60 км/ч, но придётся останавливаться через каждые 50 – 100 км для охлаждения трансмиссии. Но, всё же, с полным приводом и АКПП рисковать не стоит. А вот роботизированные коробки спокойно переносят буксировку на любые расстояния, хотя бывают и исключения.

С «механикой» всё значительно проще, тут достаточно включить нейтральную передачу и катиться за тягачом, работая только рулём и тормозами.

Один из самых трудных моментов в процессе буксировки – это процесс троганья с места. Со стороны водителя буксируемого автомобиля не требуется никаких особых действий, достаточно убедиться, что включена нейтральная передача, а рукоятка стояночного тормоза опущена, и ждать  первого рывка. Ситуация с водителем тягача сложнее, он должен медленно начать движение на первой передаче и следить за натяжением троса. В момент его натяжения, водитель тягача должен немного выжать сцепление, тем самым погасив рывок, и сразу же, не давая тросу провиснуть, плавно тронуться с места.

Вторая сложность – это переключение передач на автомобиле — тягаче. Старайтесь переключаться как можно быстрее, во избежание большой разницы в скорости до переключения и после, иначе можно оборвать любой трос, и повредить автомобиль.

Еще один момент. Так как с прицепленным автомобилем вы стали намного тяжелее, разгоняться на каждой передаче нужно больше чем обычно, чтобы скомпенсировать прибавление в весе. Не забывайте, что у водителя буксируемого ТС обзор намного меньше, чем у водителя тягача. Так что на тягаче старайтесь тормозить плавно и своевременно сообщать о своих действиях второму водителю. А ещё лучше, если притормаживать будет водитель буксируемого автомобиля, тогда тягач может почти не тормозить и трос всегда будет в натянутом состоянии. При перестроении следите за габаритами, из-за «прицепа» они стали гораздо больше. На крайний случай, если в машине нет троса, а буксировка необходима, можно использовать ремни безопасности. Они достаточно прочны, чтобы выдержать подобную нагрузку.

При буксировке на гибкой, жесткой сцепке или методом частичной погрузки запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля.

Соблюдайте правила и меры предосторожности при буксировке, и ваш автомобиль будет доставлен в пункт назначения в целости и сохранности.