автоматическая роботизированная КППКогда механические коробки передач были полностью освоены, люди начали задумываться о том, чтобы передачи переключал кто-то за них. Сразу же появилось целое поле для развития конструкторской мысли в этом направлении. Первопроходцами в области автоматических трансмиссий считаются конструкторы компании Ford. Именно они впервые применили планетарные механические трансмиссии на своих автомобилях.


Планетарные трансмиссии стали устанавливать не просто так. Водители выбирают коробку автомат, чтобы не путаться в педалях во время движения в пробках и подгорку, но тем не менее выбор в пользу вождения на автомате не избавляет водителя полностью от ошибок в управлении авто.
Классическая автоматическая коробка переключения передач включает в себя гидротрансформатор, планетарные редукторы, фрикционные и обгонные муфты. Гидротрансформатор – это по сути то же сцепление, как и на МКПП, но имеющее немного изменённую конструкцию и принцип действия. Конструкция состоит из входной и выходной турбины и статора, закреплённого на корпусе коробки передач. А момент силы двигателя передаётся за счёт вращения с проскальзыванием внутри гидромуфты. Вязкое трение масла в турбинах достаточно хорошо справляется с этой задачей, обеспечивая мягкий старт автомобиля. Планетарный редуктор, на то и редуктор, чтобы непосредственно передавать вращение за счёт взаимодействия находящихся в зацеплении друг с другом шестерен.

Что же касается фрикционных муфт, то они отвечают за переключение передач, путём соединения и разъединения компонентов АКПП. Такими элементами являются входной и выходной вал и набор фрикционных дисков. Сама муфта включает в себя барабан и хаб, между которыми находится набор фрикционных дисков. Эти диски начинают передавать вращение, когда их сжимает между собой кольцеобразный поршень. Обгонная муфта, в свою очередь предназначена для уменьшения ударов на фрикционные муфты при переключении передач. Состоит она из внешнего и внутреннего кольца, между которыми расположен сепаратор с роликами, позволяющий муфте вращаться в одном направлении, и блокирует её при попытки вращения в другую сторону.
Принцип работы автоматической КПП

Итак, в общих словах, автоматическая коробка переключения передач обеспечивает плавное троганье автомобиля с места за счёт гидротрансформатора, автоматическое переключение передач в моменты достижения двигателем максимального числа оборотов при конкретной скорости, а также реверсивное движение, возможность торможения двигателем и парковочный тормоз без использования блокировки тормозов.
Режимы работы у автоматических КПП следующие:

— «Р» (от англ.«Park») — парковочная блокировка (заблокирована сама коробка, а не колёсные тормоза);

— «R» (от англ.«Reverse») — задний ход (включение недопустимо до полной остановки автомобиля);

— «N» (от англ.«Neutral») — нейтральный режим (выключены все передачи);

— «D» (от англ.«Drive») — движение вперёд (задействованы практически все передачи);

— «L» (от англ.«Low») — пониженная передача или «тихий ход» (включается при движении в сложных условиях езды).

Среди автоматических коробок передач присутствуют и «роботизированные»  АКПП. В принципе – это та же механическая коробка, но только решение о переключении передачи принимает компьютер. Проанализировав ситуацию, он выбирает ту или иную ступень, даёт команду гидравлике или электромагниту разъединить сцепление, и включить нужную передачу, а дальше – всё как на механической коробке передач. Передачи в такой трансмиссии переключаться могут только последовательно, вверх и вниз. Однако по сравнению с «классическими автоматами», данные КПП тратят меньше времени на переключение и более экономны. Из недостатков можно упомянуть рывки при переключении передач, и непредсказуемость в сложных ситуациях (на подъёме и при пробуксовке колёс).

В целом автоматическая трансмиссия – очень удобная вещь, она позволяет водителю сосредоточиться на езде, а не на технических аспектах движения и переключения передач. Но не стоит забывать о том, что в автошколах стран Европы, люди, обучающиеся вождению на машине с автоматической КПП, не допускаются к управлению транспортными средствами с механическими трансмиссиями. Поэтому уметь ездить на механике обязан каждый уважающий себя водитель.

Один старый шофёр однажды сказал: «Если ты хочешь просто ездить на машине, наслаждаться этой ездой и не задумываться о лишнем, то тебе нужен автомобиль с АКПП. Но если же ты хочешь управлять машиной, и полностью её контролировать, то тебе нужна машина с механикой!»