Торможение – основы безопасного вождения

Основой безаварийного вождения является определение безопасного интервала скоростей для конкретных дорожных условий. В зависимости от развития дорожной ситуации целесообразно применять различные манёвры: объезд, торможение, опережение или обгон. К сожалению предвидеть все обстоятельства на дороге не возможно, поэтому дорожная ситуация может развиваться не всегда по ожидаемому сценарию. В таком случае речь идёт о выходе из критических ситуаций, связанных с неожиданным появлением предмета, человека или транспортного средства, а так же с поломкой автомобиля (отказом тормозов, проколом шин, «вылетом» шаровой, прочее). Владение навыками правильного торможения является залогом безопасного вождения и безаварийного выхода из экстремальных ситуаций.

Основы и принципы безопасного торможения не в критической ситуации:

Для снижения скорости тормозить необходимо с включенным сцеплением, если скорость снижена более 20 км/ч сцепление необходимо выжать, дабы не заглушить двигатель. У многих начинающих водителей выработана привычка, начиная тормозить, обязательно выключать сцепление. В основе такой привычки лежит боязнь заглушить двигатель. На высокой скорости выжатое сцепление приведёт к неустойчивости автомобиля и к возможному заносу.
Об опасности торможения с выжатым сцеплением можно прочитать и посмотреть соответствующий видео-урок здесь.

Нельзя тормозить с постоянным усилием на педаль тормоза – в результате резкого перераспределения веса на передние колёса возникает вероятность заноса задней оси и блокировки передних колёс. На автомобиле не оснащённом АБС передние колёса становятся на «юз», они перестают вращаться и автомобиль двигается в направлении, заданном до начало торможения.

Основным приёмом торможения в стандартных условиях является импульсное торможение – ступенчатое или прерывистое:

  • Прерывистое торможение выполняется периодическим дозированным нажатием на педаль тормоза и полным её отпусканием.
  • Ступенчатый способ, в отличие от прерывистого не имеет пассивной фазы, и предполагает существенное снижение скорости автомобиля или его остановку. Для него характерно последовательное увеличение каждого последующего усилия на тормозной педали, а также времени его приложения. Первое нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым. Перетормаживание в одном из импульсов ступенчатого торможения может вызвать кратковременную блокировку колёс, поэтому тормозить необходимо До блокировки.

Двигаясь в потоке тормози заблаговременно, смотри далеко вперёд – увеличиваем расстояние для безопасной остановки автомобиля.

При совершении поворота тормозим перед входом в поворот, в повороте тормоз необходимо отпустить, сцепление включить.

При проезде неровностей (ям, выбоин, лежащих полицейских, прочее) тормоз необходимо нажать и отпустить до наезда на них. В противном случае износ автомобиля увеличивается на 75%. Если не удается полностью остановиться, перед препятствием нужно отпустить педаль тормоза – удар придется по разгруженной подвеске, что уменьшит вероятность поломки. Водители с хорошей реакцией могут в момент наезда на препятствие дополнительно разгрузить подвеску быстрым нажатием на педаль газа.

После проезда луж необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза – просушить тормоза.

Торможение на скользкой дороге и дороге с непостоянным покрытием (асфальт и островки снега и льда), мокрой брусчатке необходимо осуществляется плавно только с включённым сцеплением ступенчато или прерывисто – избыток тяги на колёсах и разность сцепления шин с дорогой могут привести к заносу.