устройство и работа сцепления

Сцепление автомобиля служит для обеспечения безрывкового трогания, плавной остановки при торможении автомобиля и бесшумного переключения передач. Устройство предназначено для кратковременного отключения двигателя от коробки переключения передач, а посредством прочих элементов трансмиссии - от ведущих колёс автомобиля. Большинство устройств основано на одном или нескольких трущихся дисках, плотно сжатых друг с другом или с маховиком. В обычном состоянии диски сцепления плотно прижаты друг к другу и передают вращение от коленчатого вала двигателя к коробке. Нажатие на педаль сцепления разжимает диски сцепления, оставляя между ними свободное пространство. При нажатой педали вращение не передается.

Устройство и управление: работа сцепления

Работают педалью сцепления только левой ногой. Педаль нажимают резко и до упора, для этого говорят - необходимо "выжать сцепление", после чего сцепление выключено. Отпускание педали приводит к плотному сжатию дисков сцепления, поэтому отпускать педаль необходимо плавно, придерживая ногой, (педаль выталкивается пружиной) - сцепление включено.

В процессе отпускания педали водитель должен прочувствовать момент сцепления дисков (обороты двигателя должны немного упасть) и в это время немного задержать ногу в этой точке, после чего слегка добавить газ и отпустить педаль сцепления полностью. Бросать педаль сцепления (резко отпускать, не придерживая плавно ногой) нельзя, так как диски резко соединяются, и машина дергается и делает рывок вперед. Когда на педаль не нажимают, то левая нога ставится на пол слева от педали - на арку левого колеса. Находясь на арке, нога даёт водителю дополнительный упор и снимает лишнее усилие с рулевого колеса. Кроме того такое положение ноги даст водителю своевременно определить возможную вибрацию и поломку автомобиля.

Не допускается двигаться накатом при включенной передаче и нажатой педали сцепления: это быстро выведет из строя выжимной подшипник сцепления. Не допускается так же держать левую ногу над педалью после того как сцепление уже включено. Вследствие усталости это приводит к непроизвольному нажатию, в результате чего сцепление частично включается, а это приводит к его повышенному износу.

В автомобилях с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) педаль сцепления отсутствует, переключение передач происходит автоматически без использования педали. Водитель управляет таким автомобилем только правой ногой (газ-тормоз). Для того чтобы тронуться ему не нужно плавно подводить сцепление, для этого достаточно лишь убрать тормоз и слегка добавить газ, в этот момент выжимают сцепление и переключают передачи электроприводы АКПП.